Аннотация:
В докладе представлены результаты исследования анализа открытых информационных технологических инфраструктур в туризме (экосистем) в России. В результате проведенного анализа теоретических подходов развития экосистем, было выявлено, что несмотря на достаточно широкую разработанность теоретических и методологических положений в области развития экосистем, вопрос развития новых моделей рыночного взаимодействия, формируемых ролей и ценностей является актуальным в рамках экосистемного подхода. Рассмотрены и проанализированы основные бизнес-модели формирования бизнес-экосистем. Опыт формирования цифровых бизнес-экосистем в разных отраслях экономики, показывает значительною отраслевую привязку и характерные отраслевые особенности. Обосновано содержание экосистемы туристического бизнеса. Выявлены основные вызовы развития экосистем в туризме. К основным тенденциям можно отнести: ориентация в принятии решений на развитие в цифровой среде в основном на основе надстройки к уже существующим, сформированным интеграционным связям, взаимодействиям, внедренным и развитым платформам, в большинстве случаев инновации в области цифровых технологий происходят на основе развития уже созданных бизнес-процессов, продуктов.
Ключевые слова: экосистема, цифровая экосистема, бизнес-экосистема, бизнес-модель, интеграция, цифровая платформы.