Аннотация:
Выполнен обзор архитектурных построения, функционального наполнения и алгоритмического обеспечения современных пассажирских самолетов, оборудованных цифровыми комплексными системами управления (КСУ). КСУ имеет иерархическое архитектурное построение, включающее основной, резервный и аварийный контуры с развитой системой реконфигурации управления при отказах, цифровые вычислители имеют разнородное резервирование аппаратуры и программного обеспечения. Интегральные законы управления обеспечивают заданные характеристики управляемости, ограничение параметров движения, автобалансировку, повышение комфортности управления. В качестве перспективных направлений совершенствования КСУ представляется дальнейшая интеграция штурвального и автоматического управления, реализация совмещенного управления как продолжения действий летчика, интеллектуализация управления и человеко-машинного интерфейса, реализация многомерного управления для обеспечения оптимальной конфигурации рулей при инвариантности законов управления.