Опыт ФАУ “ЦАГИ” в обеспечение безопасности эксплуатации беспилотных воздушных судов

Аннотация: 
В докладе анализируются международные нормативные и рекомендательные документы (ИКАО, EASA) по обеспечению безопасности автономных полетов БВС. Рассматриваются способы передачи части функций по управлению полетом БВС от экипажа к автоматическим системам при сохранении существующего уровня обеспечения безопасности в авиации, тем самым обеспечивая принятые уровни автоматизации летательного аппарата. Стоит отметить, что с повышением уровня автоматизации увеличивается доля применения технологий ИИ в системах управления БАС, на что должны быть направлены приоритетные научно-исследовательские работы. Баланс между снижением стоимости разработок таких высокотехнологичных систем и стоимостью испытаний в обеспечение их надежности требует подхода к сертификации БВС, отличного от принятого в пилотируемой авиации. Такой подход сформулирован в Европейском нормативном документе EASA Coverregulation 2019/947 и позволяет выбирать порядок сертификации БАС и объем доказательной документации на основе оценки рисков за счет введения ограничений на условия эксплуатации БАС Предполагается, что эксплуатанты БАС могут обосновывать с использованием методологии SORA безопасность конкретной полетной операции своего беспилотного воздушного судна. Риск-ориентированный подход учтен в «Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года» с целью гармонизации отечественной нормативной базы и программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с мировыми тенденциями.